Календарь мероприятий


Рубли с плеча: клиенты банков смогли вернуть похищенные мошенниками миллионы

   Банки начали по собственной инициативе возмещать клиентам украденные мошенниками средства до вступления в силу нового закона. Так, "Тинькофф" компенсировал клиентам уже 4,5 млн рублей в рамках своего сервиса "Защитим или вернем деньги". Проекты схожей направленности планируют запускать и другие финансовые организации в РФ. Требования ЦБ, которые вступают в силу в июле, обяжут банки компенсировать перечисленные средства в некоторых сценариях, когда антифрод-система не отработала качественно. Законодательство улучшит ситуацию с мошенничествами, а клиентоориентированность поможет банкам выиграть конкуренцию за пользователей, говорят эксперты

В каких случаях должны возмещать украденные мошенниками средства

   Сервис "Защитим или вернем деньги" "Тинькофф" запустил в сентябре 2023 года. За полгода в рамках работы сервиса было заблокировано или разорвано свыше 300 тыс. мошеннических звонков, сообщили "Известиям" в банке. Благодаря работе сервиса удалось предотвратить потерю 170 млн рублей клиентов. При этом с сентября по февраль "Тинькофф" возместил 4,5 млн рублей клиентам, ставшим жертвами социальной инженерии и телефонного мошенничества, уточнили в банке.
   - Компенсация была выплачена в тех случаях, когда клиенты поверили мошенникам и, несмотря ни на какие меры с нашей стороны, всё равно отдали деньги злоумышленникам. На этом, собственно, и строится идеология сервиса: если мы не смогли защитить клиента нашими технологиями, мы компенсируем ему потери, - пояснили в "Тинькофф".
   В России на федеральном уровне принят закон, который обязывает банки возмещать украденные мошенниками деньги в ряде случаев. Он вступит в силу 25 июля 2024 года.
   - Банки сначала должны будут приостанавливать на два дня перевод средств по подозрительным реквизитам, находящимся в специальной базе данных Банка России. Если же кредитная организация не предпримет дополнительные действия по защите клиента и допустит перевод денег на мошеннический счет, информация о котором есть в базе данных регулятора, то ему придется возместить клиенту похищенные деньги, - пояснили "Известиям" в ЦБ.
   Как отметили в "Тинькофф", сервис "Защитим или вернем деньги" компенсирует потери не только в тех сценариях, которые предусмотрены новым законом (в случае переводов на подозрительные реквизиты из списка ЦБ), но и во многих других случаях, связанных с телефонной социальной инженерией, включая снятие денег в банкомате, раскрытие реквизитов карты и прочих.
   Проект по возврату денег клиентам также запустил "Сбер", заявлял в июне 2023 года на Петербургском международном экономическом форуме зампред банка Станислав Кузнецов. Тогда он уточнял, что кредитная организация уже возместила денежные средства в интересах нескольких сотен клиентов. В "Сбере" оперативно не предоставили "Известиям" более актуальную информацию.
   В других крупных финансовых организациях (помимо "Сбера" и "Тинькофф") не ответили на вопросы о том, реализуют ли уже требования нового законодательства - до вступления в силу изменений.

Как проходит процесс компенсации похищенного

   При определении сроков, предусмотренных в законе, учитывалось мнение кредитных организаций, уточнили в Банке России. Игрокам рынка необходимо доработать уже действующие автоматизированные системы, а также внести изменения в бизнес-процессы для выполнения этих норм.
   Сейчас они проводят подготовку антифрод-систем к работе по новым требованиям, этот процесс находится в зоне нашего внимания, добавили в ЦБ. Но пока оценивать эффективность антифрод-систем банков преждевременно.
   После того как президент дал поручение разработать систему возмещения клиентам денег, украденных мошенниками, и соответствующий закон рассматривался в Госдуме, только два банка публично заявили, что будут компенсировать гражданам потери до официального вступления нормы в силу, напомнила руководитель проекта Народного фронта "За права заемщиков", координатор платформы "Мошеловка" Евгения Лазарева, - "Тинькофф" и "Сбер".
   - Впрочем, практика возмещения клиентам денег, украденных мошенниками, существует довольно давно. Другой вопрос, что добиться этого возмещения или компенсации жертвам стоит массы усилий, времени и нервов. В нашей практике есть случаи, когда удавалось убеждать банки проявить сознательность, социальную ответственность, - рассказала она.
   По словам Евгении Лазаревой, в каких-то случаях кредитные организации компенсировали клиентам украденные мошенниками личные и заемные средства, даже если жертвы диктовали коды или самостоятельно переводили злоумышленникам деньги. Но это всегда происходило практически в ручном режиме, то есть такой механизм нельзя назвать системой, резюмировала она.
   Сейчас банки заранее реализуют требования законодательства, потому что могут и хотят это делать, считает Евгения Лазарева. Так финансовые организации демонстрируют свою способность защитить клиента и его деньги. Очевидно, что такое проявление заботы и клиентоориентированности повышает лояльность пользователей.
   Впрочем, вряд ли даже самая эффективная система защиты от мошенничества станет мощным триггером в перетягивании клиентов, считает эксперт Ассоциации развития финансовой грамотности Марат Сафиулин. Он пояснил: обычно, когда человек выбирает банк, риск мошенничества оценивается как второстепенный - кажется, что мы сами никогда не станем жертвами социальных инженеров.
   - Во второй половине года, когда банки поймут масштаб бедствия, конкуренция в сфере безопасности розничного клиента резко усилится. Это будет очень правильная и полезная для финансового рынка конкуренция, - полагает Марат Сафиулин.
   Вероятно, банки ответственно подойдут к исполнению своих обязанностей - это однозначно должно снизить темпы хищения средств у населения, считает эксперт проекта "ПроФиТ" Павел Никитин. Вместе с тем, по его мнению, на снижение бдительности граждан закон не повлияет, поскольку банки будут обязаны уведомлять клиентов о подозрительном звонке или предполагаемой операции - это должно заставить человека еще раз обдумать целесообразность совершаемой им банковской операции.

Источник: Известия https://iz.ru/1668628/natalia-revva/rubli-s-plecha-klienty-bankov-smogli-vernut-pokhishchennye-moshennikami-milliony

21.03.2024

Обсудить в нашей группе на Facebook
Обсудить новости на нашей странице на VKontakte


Новости ББТ
25.04.2024
Обновление раздела ББТ "Противодействие легализации" от 25.04.2024
25.04.2024
Обновление раздела ББТ "Платежные системы и денежные переводы" от 25.04.2024
25.04.2024
Обновление раздела ББТ "Противодействие НИИИ/МР" от 25.04.2024
25.04.2024
Обновление раздела ББТ "Банковские риски" от 25.04.2024
25.04.2024
Обновление раздела ББТ "Кредитные операции в банке" - от 25.04.2024 Все новости
Наши мероприятия
22.04.2024
22.04.2024 - "Осторожно, мошенники!"
19.04.2024
19.04.2024 - "Современное страхование жизни: проблемы и перспективы"
18.04.2024
18.04.2024 - Интернет-Чемпионат по банковскому делу
15.04.2024
15.04.2024 - "Цифровая экосистема исламских финансов"
12.04.2024
12.04.2024 - "От безналичных расчётов к цифровым валютам"
11.04.2024
11.04.2024 - "Обзор изменений банковского законодательства за IV кв 2023 г."
10.04.2024
10.04.2024 - "Современные риски мировой финансовой системы" Все новости
Новости для банков
27.04.2024
Цена наличных отразилась по полной: ПСК сблизилась со ставкой по кредиту
27.04.2024
Минфин обсудит исключение из льготной ипотеки семей с высокими доходами
27.04.2024
Банк России может протестировать видеоидентификацию для трансграничных платежей
27.04.2024
Минфин: возможен обмен заблокированных ИЦБ россиян на ценные бумаги иностранцев
27.04.2024
ЦБ с 1 июля устанавливает надбавки к коэффициентам риска по автокредитам Все новости
Новости библиотеки
18.03.2019
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 18.03.2019
12.02.2019
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 12.02.2019 Все новости