Календарь мероприятий


Мошенники позвали роботов

Финансовые организации столкнулись с резким ростом автоатак на клиентов Банки фиксируют всплеск мошеннических звонков клиентам, при которых с потенциальной жертвой общается робот, их доля доходит до 90%. Этот вид атак злоумышленникам обходится дешевле и позволяет существенно повысить охват, а клиентов может вводить в заблуждение то, что и сами банки все активнее используют голосовых помощников. Банкиры полагают, что для предотвращения мошенничества нужны комплексные меры, в том числе изменения в законодательстве. Но регуляторы в лице ЦБ и Минцифры говорят лишь о необходимости повышения общего уровня финансовой грамотности.
Как сообщили "Ъ" в банке из топ-5, на сегодняшний день девять из десяти атак с использованием социальной инженерии, направленных на клиентов банка - физлиц, роботизированы. В банке из топ-20 также отметили увеличение количества жалоб клиентов на мошеннические звонки с использованием роботов-помощников: судя по обращениям клиентов, примерно половина звонков - такие атаки. Кроме того, повысилась и интенсивность звонков тем лицам, кто уже попал в базу для обзвона, отмечает управляющий RTM Group Евгений Царев.
Практика атак с автоматическим обзвоном базы, по словам господина Царева, появилась около полугода назад, но тогда случаи были единичными. Он отмечает, что распространению атак с роботизированным помощником способствовало активное внедрение самими банками (и не только ими) голосовых помощников для общения с клиентами, а также широкое информирование населения о мошеннических звонках от имени "службы безопасности банка" или "сотрудника МВД". Господин Царев отмечает, что обзвон телефонных баз при помощи робота-помощника повышает охват жертв, а также снижает стоимость кибератаки. У роботизированных атак есть еще один плюс - таким звонкам население доверяет больше.
В Тинькофф-банке сообщили "Ъ", что использование роботов позволяет мошенникам легко заручиться доверием жертвы, так как клиентам банка кажется, что если они разговаривают с ботом, то этот звонок поступает именно из службы безопасности банка. В ВТБ пояснили, что организовать обзвон с использованием роботов легко - все чаще услуги автоинформаторов включаются в стандартный пакет услуг договоров офисной телефонии.
Реальный охват населения подобными звонками определить сложно. По словам директора департамента информационной безопасности Росбанка Михаила Иванова, далеко не все клиенты обращаются в банк по факту общения с мошенниками, если это не привело к краже денежных средств, еще реже сообщают о звонке в правоохранительные органы.
Для организации роботизированных атак мошенники записывают необходимую последовательность фраз, затем происходит автоматический обзвон. Часто такая атака предполагает, что жертва будет общаться непосредственно с роботом и получать от него инструкции. Например, робот может попросить жертву ввести код из СМС. Встречаются и комбинированные атаки, когда робот только дозванивается до абонента. По словам директора по информационной безопасности ГПБ Алексея Плешкова, если жертва поверила роботу, то высока вероятность, что она поверит уговорам мошенника и в живом диалоге. Использование технологии подмены номера банка при подобных атаках лишь усиливает доверие.
По словам директора ДИБ банка "Открытие" Ильи Сулоева, с точки зрения мер защиты значительный вклад в борьбу могли бы внести операторы связи и регуляторы. По мнению Михаила Иванова, требуется комплексный подход и изменения в законодательстве, включая закон о связи.
Однако регуляторы пока не слишком обеспокоены проблемой всплеска роботизированных звонков. Так, в ЦБ лишь отметили, что проводят активную работу по блокировке мошеннических номеров. Данных о количестве роботизированных атак у регулятора нет - в статистике на сайте ЦБ выделена лишь доля социальной инженерии без разбивки по типам атак. Кроме того, в ЦБ традиционно говорят о важности финансовой грамотности населения. В Минцифры ссылаются на проводимый совместно с ЦБ мониторинг по противодействию телефонным преступлениям и говорят о запускаемом в 2022 году образовательном проекте для россиян по повышению цифровой грамотности.
Источник: КоммерсантЪ: https://www.kommersant.ru/doc/5087749

22.11.2021

Обсудить новости на нашей странице на VKontakte


Новости ББТ
10.07.2025
ЦБ дал рекомендации финансовым организациям по работе с ИИ
30.06.2025
Обновление раздела ББТ "Организация банковской деятельности" от 30.06.2025
30.06.2025
Обновление раздела ББТ "Внутренний контроль в банке" от 30.06.2025
30.06.2025
Обновление раздела ББТ "Информационная безопасность банка" от 30.06.2025
30.06.2025
Обновление раздела ББТ "Операции банка с ценными бумагами" от 30.06.2025 Все новости
Наши мероприятия
14.05.2025
Ян Кэмпбэлл (Чехия), встреча-онлайн - Современные проблемы финансов в России и за рубежом
06.05.2025
Бархота А.В., лекция-онлайн - "Проблематика ESG и устойчивое развитие: забвение или ренессанс"
30.04.2025
Шарушинская О.В., лекция-онлайн - "Антифрод (система противодействия мошенничеству) в банках и МФО"
18.04.2025
Итоги 25-го Интернет-Чемпионата по банковскому делу и финансам
18.04.2025
29.04.2025 - Семинар-онлайн "Всё об инвестициях в золото" Все новости
Новости для банков
18.07.2025
Грузия на фоне рисков отключения от SWIFT задумалась о присоединении к китайской CIPS
18.07.2025
Выдачи потребительских кредитов снизились почти втрое за полгода
18.07.2025
Банк России обновит правила оплаты уставного капитала банков
17.07.2025
Институционалам следует более ответственно подходить к инвестициям в акции
17.07.2025
В Госдуме анонсировали разработку законодательного регулирования ИИ в сфере финансов Все новости
Новости библиотеки
18.03.2019
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 18.03.2019
12.02.2019
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 12.02.2019 Все новости