Календарь мероприятий


Обещать не значит расплатиться: злостные должники стали чаще общаться с коллекторами и реже платить

В условиях пандемии и карантинных мер злостные неплательщики по банковским кредитам, чьи долги уже выкуплены коллекторскими агентствами, готовы разговаривать со взыскателями, но стали реже сдерживать обещания по погашению займов. Качество таких портфелей невысокое, и должники почти ничего не теряют при невыплате долга. При этом из-за ожидаемого снижения доходов населения улучшения ситуации никто на коллекторском рынке не ждет.
По данным Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА), во время пандемии уровень контактности с банковскими должниками снизился, при этом по задолженности, выкупленной коллекторами (цессионной задолженности), граждане, наоборот, чаще готовы общаться.
Уровень контактности рассчитывается по доле звонков, по которым указанный телефонный номер является действующим и по нему отвечает именно должник. Так, по итогам апреля среднемесячный уровень контактности по агентским портфелям снизился на почти 1 процентный пункт (п. п.) по сравнению с мартом, до 27,8%, и на 7,9 п. п. по сравнению с апрелем 2019 года. Средний же уровень контактности цессионных должников составил 37,9%, что на 8,8 п. п. выше значения марта и на 7,1 п. п. прошлогоднего апреля.
В отношении сдержанных обещаний по погашению задолженности зависимость оказалась иной.
Так, по заемщикам, с которыми коллекторы работают по агентской схеме, в апреле она достигла 77,6%, что на 9,1 п. п. выше показателя марта и на 13 п. п. выше прошлогоднего показателя. По цессионной задолженности эта доля сократилась до 47,7% - на 17 п. п. к марту и на 7,4 п. п. к апрелю 2019 года.
Как пояснил президент СРО НАПКА Эльман Мехтиев, в рамках агентского взыскания на контактность должников оказал влияние эмоциональный стресс в условиях режима самоизоляции, который усилил панику от зачастую первого контакта с коллектором. "Однако высокий рост доли сдержанных обещаний в рамках агентской схемы свидетельствует о стремлении банковских заемщиков решить долговой вопрос, не дожидаясь серьезного кризиса личных финансов и опасаясь ухудшения финансового положения и начисления банками штрафов и пеней за просрочку",- добавляет гендиректор НСВ Роман Волосников.
"Срок просрочки в цессионном портфеле в разы выше, должники не так мотивированы выплатить долг, как должники агентского взыскания",- добавляет господин Мехтиев. По его словам, эти должники и раньше могли не платить, а в текущих реалиях "приняли решение повременить". По мнению гендиректора ЭОС Антона Дмитракова, снижение уровня совершения обещанных платежей в нерабочем апреле обусловлено прежде всего "стремлением части клиентов переосмыслить свои финансовые возможности в новых обстоятельствах".
По мнению главы "Юридического бюро N1" Юлии Комбаровой, среди должников появился новый тип - граждане, которые работают в пострадавших от кризиса отраслях.
"Эти должники, как правило, вышли на небольшую просрочку, и коллекторы работают с ними еще по агентской схеме",- отмечает она. Эти граждане более ответственны и, несмотря на кризис, "стараются вернуться в график платежей, что объясняет рост собираемости по агентским договорам", считает госпожа Комбарова. "Качество портфеля по цессии, как правило, существенно хуже, чем по агентской схеме, поэтому и доля сдержанных обещаний по оплате в сегменте ниже",- отмечает инвестиционный стратег "БКС Премьер" Александр Бахтин. При этом, по его словам, уровень контактности "не всегда пропорционален желанию вернуть кредит, заемщик может оставаться на связи и при этом быть неплательщиком".
По мнению гендиректора "МБА Финансы" Федора Вахаты, ситуация сохранится в следующие несколько месяцев: перед многими встанет вопрос обеспечения семьи, а только потом возврата долга. "В условиях продолжающегося периода карантина и, как следствие, падения доходов населения мы не ожидаем улучшения показателей контактности и сдержанных обещаний клиентов",- отмечает гендиректор ПКБ Павел Михмель. Восстановления показателей до докризисного уровня он ожидает не ранее осени.

27.05.2020

Обсудить новости на нашей странице на VKontakte


Новости ББТ
30.10.2025
Обновление раздела ББТ "Противодействие легализации" от 30.10.2025
30.10.2025
Обновление раздела ББТ "Организация банковской деятельности" от 30.10.2025
30.10.2025
Обновление раздела ББТ "Внутренний контроль в банке" от 30.10.2925
30.10.2025
Обновление раздела ББТ "Сделки и операции банка на фондовом и денежном рынках" от 30.10.2025
30.10.2025
Обновление раздела ББТ "Кредитные операции в банке" - от 30.10.2025 Все новости
Наши мероприятия
01.12.2025
Итоги открытой сертификации Агентства "ВЭП" 01-30 ноября 2025 года
30.11.2025
Завершилась VI-я Уральская молодежная конференция по финансам
19.11.2025
В Екатеринбург на УМКО-2025 едут сразу три студенческих команды из Владимира!
28.10.2025
14.11.2025 - Новикова Н.Ю. "Актуальные вопросы банковского корпоративного кредитования".
25.10.2025
Штуркина Е.Д. "Актуальные проблемы и перспективы развития рынка микрофинансирования". Все новости
Новости для банков
17.12.2025
НСПК готова рассмотреть отказ от интерфейса контактной оплаты в новых банковских картах
17.12.2025
Антифрод-система НСПК ежедневно маркирует тысячи подозрительных операций
17.12.2025
На Петербургской бирже будет торговаться серебро
17.12.2025
Россиян предупредили о росте эффективности вирусов, перехватывающих платежи
17.12.2025
В ЦБ и Госдуме объяснили повышение штрафов для банков за нарушение прав клиентов Все новости
Новости библиотеки
28.11.2019
Обновление Электронной Библиотеки Банка от 28.11.2019
18.03.2019
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 18.03.2019 Все новости