Календарь мероприятий


Должников отговорят от каникул: Банки все еще не до конца понимают правила работы

   ЦБ рекомендует банкирам убеждать должников не спешить уходить на кредитные каникулы. Ведь в случае отсутствия доказательств ухудшения их финансового положения это нанесет ущерб и самому заемщику, и банку. Кредитные организации и сами заинтересованы в консервативном подходе, но ждут от ЦБ детальных разъяснений по всем аспектам применения нового законодательства.
   В опубликованном 6 апреля информационном письме (.pdf) Банк России попытался разъяснить банкирам, как им работать с заемщиками, обратившимися за кредитными каникулами. Один из основных посылов документа - предложение уговорить заемщика не уходить на каникулы. ЦБ рекомендует кредиторам "организовать взаимодействие с заемщиком таким образом, чтобы исключить удовлетворение требования заемщика в случае его несоответствия" требованиям принятого закона (см. "Ъ" от 6 апреля).
   Уговаривать предлагается при помощи разъяснения возможных негативных последствий для заемщика в случае, если ему не удастся подтвердить право на льготный период, "включая уплату заемщиком процентных платежей, штрафов, пени и неустойки по кредитному договору (договору займа) за неустановленный льготный период и возможность ухудшения кредитной истории заемщика". Для оценки того, попадает ли заемщик под требуемые критерии, банкам рекомендуется проанализировать движение по его счетам. Кроме того, банк может запросить информацию в налоговой службе, чтобы оценить изменение уровня доходов заемщика.
   Если клиент получал зарплату или пенсию на один из счетов, открытых в банке, и из этих поступлений не следует ухудшение его финансового состояния, регулятор рекомендует отказать заемщику в предоставлении каникул.
   ЦБ советует объявить об отказе как можно быстрее, чтобы у заемщика осталось время на предоставление дополнительной информации, подтверждающей ухудшение его финансового положения,- банку на принятие решения дается всего пять дней. Одновременно регулятор рекомендовал банкам активно использовать собственные программы реструктуризации.
   Банки и сами заинтересованы в том, чтобы как можно точнее определить, соответствует ли заемщик требованиям закона. Если спустя отведенные законом 90 дней заемщик не сможет подтвердить снижение доходов на 30% и более, то он получит описанные ЦБ штрафы, пени и ухудшение кредитной истории, а банку придется создавать 100% резервов по кредиту, сокращая собственный капитал. Как отмечает первый зампред правления Сбербанка Александр Ведяхин, "мы рекомендуем нашим клиентам учитывать тот факт, что, если заемщик не сможет документально подтвердить в указанные сроки право на получение каникул, условия кредитного обязательства будут возвращены к прежним".
   А вот реструктурировать кредиты на базе собственных программ невыгодно, говорят в крупном банке: "Если клиент ушел на просрочку, по кредиту создали резервы, потом он опять начал платить, и резервы распускаются. А если клиент ушел на реструктуризацию, то по этому кредиту резервы держатся до тех пор, пока кредит не погашен. Так что реструктуризация по банковской программе - это крайний случай".
   Остается и еще одна проблема: как быть с кредитом, по которому уже допущена просрочка. В этом случае заемщику также по закону положены каникулы; проценты, пени и штрафы фиксируются и выплачиваются после окончания льготного периода. Однако в законе ничего не сказано о том, что происходит с просрочкой. Допустим, на момент начала кредитных каникул она была меньше месяца, тогда резервы по кредиту составляют 30%. Если на просрочку мораторий не распространяется, то еще до истечения срока предоставления доказательств о снижении дохода этот кредит перейдет в группу с просрочкой более 90 дней и по нему придется создать резервы в размере 100%, как по безнадежной ссуде. А это также будет сказываться на капитале банков.

Источник: Коммерсант https://www.kommersant.ru/doc/4315831

07.04.2020

Обсудить новости на нашей странице на VKontakte


Новости ББТ
30.04.2025
Обновление раздела ББТ "Операции банка с ценными бумагами" от 30.04.2025
30.04.2025
Обновление раздела ББТ "Операционное обслуживание в банке" от 30.04.2025
30.04.2025
Обновление раздела ББТ "Валютный контроль" от 30.04.2025
30.04.2025
Обновление раздела ББТ "Организация банковской деятельности" от 30.04.2025
30.04.2025
Обновление раздела ББТ "Внутренний контроль в банке" от 30.04.2025 Все новости
Наши мероприятия
14.05.2025
Ян Кэмпбэлл (Чехия), встреча-онлайн - Современные проблемы финансов в России и за рубежом
06.05.2025
Бархота А.В., лекция-онлайн - "Проблематика ESG и устойчивое развитие: забвение или ренессанс"
30.04.2025
Шарушинская О.В., лекция-онлайн - "Антифрод (система противодействия мошенничеству) в банках и МФО"
18.04.2025
Итоги 25-го Интернет-Чемпионата по банковскому делу и финансам
18.04.2025
29.04.2025 - Семинар-онлайн "Всё об инвестициях в золото" Все новости
Новости для банков
22.05.2025
Цифровой рубль вошел в контур антиотмывочного законодательства
22.05.2025
Рынок POS-кредитования обновил многолетние минимумы
22.05.2025
Россияне стали чаще использовать банковские онлайн-чаты
22.05.2025
Доля новых заемщиков с четырьмя и более кредитами достигла 38 процентов
22.05.2025
Банк России открыл API для работы с разъяснениями Все новости
Новости библиотеки
18.03.2019
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 18.03.2019
12.02.2019
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 12.02.2019 Все новости