ЦБ выступил за запрет скидок на маркетплейсах, привязанных к способу платежа
Центробанк готов способствовать тому, чтобы запретить маркетплейсам устанавливать разные цены на один и тот же товар
Центробанк, по словам председателя Эльвиры Набиуллиной, предлагает запретить различные цены на маркетплейсах в зависимости от того, какое средство платежа используется покупателем. Об этом она заявила на форуме "Фокус на клиента", передает корреспондент Frank Media.
"Я считаю, что нельзя использовать разную цену, цена не должна быть разной в зависимости от того, какой способ оплаты выбирается. Потому что цена продукта или услуги - это то, что определяет выбор человека. Если идет манипуляция ценой с помощью каких-то способов оплаты, здесь очень тяжело отследить, чтобы не было злоупотреблений", - признала она.
Набиуллина отметила, что фактически рынок существует в состоянии конфликта между банками и маркетплейсами. Однако она не стала все сводить просто к манипуляции со стороны маркетплейсов, как это часто делают банкиры. "Это отражение изменения характера конкуренции, причем такое - системное, в условиях платформенной экономики", - подчеркнула председатель ЦБ. По ее словам, встает вопрос о том, какая конкуренция справедливая: все согласны - и маркетплейсы, и банки, - что она должна быть справедливой.
Набиуллина считает, что проблему можно решать самыми разнообразными способами. В некоторых странах маркетплейсам вовсе запрещено иметь финансовые организации. В России Ozon и Wildberries имеют не только подконтрольные банки, но и микрофинансовые организации, факторинг, брокера и так далее.
А президент "Сбера" Герман Греф даже пристыдил игроков, указав, что на месте Ozon и Wildberries убрал бы скидки: "Стыдно такими практиками заниматься".
В целом даже у самих маркетплейсов взгляд на ситуацию оказался разным. Ozon и Wildberries разошлись во мнении по вопросу о форме участия банков в программах лояльности маркетплейсов. Если Ozon выступает за равный допуск всех кредитных организаций, то Wildberries предлагает решать этот вопрос посредством проведения двусторонних переговоров между маркетплейсом и конкретным банком.
Представитель Ozon указал, что у различных игроков и банковского, и ритейл-рынка также есть аналогичные инструменты, например, кешбэки и партнерские бонусные программы. Также он настаивает, что скидки носят социальную функцию и важны для небогатых клиентов.
Источник: ФранкМедиа: https://frankmedia.ru/231761
19.11.2025