Календарь мероприятий



Блеск и нищета мультимедийных технологий

Угроза качеству образовательных продуктов от мультимедийной анимации

 
Повальное увлечение образовательными разработками на базе мультимедийных технологий необоснованно снижает популярность статичных продуктов и тем самым создает угрозу для электронного обучения (e-learning) по ряду специализаций.
 
Разработчики Корпоративной системы обучения - Большие Банковские Тесты - традиционно придерживаются статичных тестов и курсов, избегая мультимедийности, неоправданной в случае с подготовкой финансовых специалистов. Это не прихоть. Политика Агентства "ВЭП" в данном вопросе опирается на здравый смысл и убедительные доводы крупнейших мировых экспертов в области анимационных мультимедиа.
 

А. Себе дороже

Первый довод сводится к тому, что использование мультимедийной анимации значительно повышает стоимость образовательного продукта. Ведь каждый учебный центр, переходящий на такие технологии, вынужден приобретать дорогостоящие профессиональные программы вроде Cinema 4D и т.п., а также оплачивать работу дизайнера, специализирующегося на работе в данных средах. Сегодня пользователь ББТ платит исключительно за труд экспертов в области финансов и права, труд для него полезный. Но с повышением мультимедийности придется платить в 1,5 - 2 раза больше за... веселых человечков на экране.
 
К сожалению, некоторые учебные центры работают по принципу "Любой каприз за ваши деньги". И поэтому обильно нашпиговывают свои курсы и тесты не новым полезным функционалом, а излишней мультимедийной анимацией, перекладывая затраты тяжким бременем на нерезиновый бюджет клиентских организаций.
 
В результате порочной политики недобросовестных трейнеров ежегодная сумма затрат бизнеса на e-learning по всему миру приближается сегодня к отметке 100 млрд. USD, из которых свыше 40 млрд. - бессмысленная переплата за потешные "мурзилки".
 

В. Ничему не учит

Второй довод состоит в том, что "мурзилки" отнюдь не помогают обучению, скорее наоборот. Создатели теории мультимедийного обучения, "отец и мать" e-learning Ричард Майер и Рут Кларк в своих работах постоянно подчеркивают, что мультимедиа ради мультимедиа вредят обучению, поэтому "должны проектироваться для целей подлинного продвижения знаний" [1, стр. 380].
 
В обучении финансистов возможности анимации ограничены. В частности, в отношении банковского дела Майер и Кларк вспоминают лишь один успешный опыт использования анимации в профессиональной подготовке кадров - макроэкономический анализ банковского кредита [1, стр. 376]. В юриспруденции анимированные мультимедиа не применяются вовсе. Ясно, что анимировать многочисленные положения или инструкции Банка России (с реальной пользой для банковских специалистов!) вряд ли осуществимо.
 
К сожалению, некоторые бизнесмены и трейнеры путают анимацию с геймификацией. Игровые элементы действительно облегчают работу с электронными образовательными ресурсами, отчего, к слову, создатели КСО "ББТ" тоже создают свои продукты геймифицированными. Но обучающие игры не должны превращаться в шутер. Имеются многочисленные примеры (например, у Ллойда Райбера [2]), когда подмена геймификации анимацией приводит к тому, что учащиеся, вволю повеселившись, так и не понимают простейших правил из пройденного на занятиях.
 

С. И просто мешает

Третий довод состоит в том, что в определенных ситуациях мультимедийная анимация мешает объективной оценке знаний персонала. И опять же информация исходит от одного из апологетов мультимедийного обучения: консультант многих корпораций и создательница визуального подхода action mapping к дизайну образовательных продуктов Кэти Мур (Cathy Moore) с цифрами на руках доказывает, что анимация снижает точность и объективность тестирования.
 
Тестируемые, проходившие богатый анимацией тест, набрали 71,43%, в то время как тестируемые, проходившие тот же тест, но без анимационного мультимедиа, набирали 81,98% (см. рис.). Мур справедливо называет такие приемы повысить коммерческую привлекательность учебного продукта "неуместными украшательствами" ("irrelevant eye candy").
 
Снижение эффективности тестирования по вине анимации (© Cathy Moore)
 
Подведем итог. Что же дают вашему банку анимированные "мульти-пульти"?
Как видно, ничего, кроме вреда. С этим согласны эксперты, это демонстрирует практика. Мода на анимацию учебных продуктов заставляет вас тратить огромные средства на то, чтобы ваши работники под видом усердной учебы развлекались, а вы при этом не имели возможности точно оценить их знания. Выбирая мультимедийную анимацию, руководство банка (или любой другой финансовой организации) само себя загоняет в тупик, где величина затрат и некомпетентность персонала синхронно растут в геометрической прогрессии.
 
Наше кредо: обучение должно быть эффективным, ваши затраты  - оправданными.
 
Библиография
 
1. Clark, R.C., Mayer, R.E. (2011). E-learning and the science of instruction: proven guidelines for consumers and designers of multimedia learning. - 3rd ed. - San Francisco: John Wiley & Sons, Inc.
2. Rieber, L.P. (2005). Multimedia learning in games, simulations, and microworlds. - In R.E. Mayer (Ed.), The Cambridge handbook of multimedia learning. -http://blog.cathy-moore.com/2009/06/could-animations-hurt-learning/ New York: Cambridge University Press.
 



Новости для банков
15.05.2017
Открытая сертификация специалистов банков и студентов финансовых вузов 15-26 мая 2017г
12.05.2017
Блеск и нищета мультимедийных технологий
10.05.2017
Банк России разработал новые методические рекомендации по формированию отчетности по форме 0409401 "Отчет уполномоченного банка об иностранных операциях" Все новости
Новости ББТ
26.04.2017
Обновление раздела ББТ "Внутренний контроль" от 27.04.2017
26.04.2017
Обновление раздела ББТ "Налогообложение" от 27.04.2017
24.04.2017
Обновление раздела ББТ "Бухгалтерский учет" от 27.04.7017 г.
24.04.2017
Обновление раздела ББТ "Операционная работа в банке" от 27.04.2017
24.04.2017
Обновление раздела ББТ "Кредитные операции" от 27.04.2017 Все новости
Новости библиотеки
07.04.2017
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 07.04.2017.
10.03.2017
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 10.03.2017 Все новости