Календарь мероприятий


Блеск и нищета мультимедийных технологий

Угроза качеству образовательных продуктов от мультимедийной анимации

 
Повальное увлечение образовательными разработками на базе мультимедийных технологий необоснованно снижает популярность статичных продуктов и тем самым создает угрозу для электронного обучения (e-learning) по ряду специализаций.
 
Разработчики Корпоративной системы обучения - Большие Банковские Тесты - традиционно придерживаются статичных тестов и курсов, избегая мультимедийности, неоправданной в случае с подготовкой финансовых специалистов. Это не прихоть. Политика Агентства "ВЭП" в данном вопросе опирается на здравый смысл и убедительные доводы крупнейших мировых экспертов в области анимационных мультимедиа.
 

А. Себе дороже

Первый довод сводится к тому, что использование мультимедийной анимации значительно повышает стоимость образовательного продукта. Ведь каждый учебный центр, переходящий на такие технологии, вынужден приобретать дорогостоящие профессиональные программы вроде Cinema 4D и т.п., а также оплачивать работу дизайнера, специализирующегося на работе в данных средах. Сегодня пользователь ББТ платит исключительно за труд экспертов в области финансов и права, труд для него полезный. Но с повышением мультимедийности придется платить в 1,5 - 2 раза больше за... веселых человечков на экране.
 
К сожалению, некоторые учебные центры работают по принципу "Любой каприз за ваши деньги". И поэтому обильно нашпиговывают свои курсы и тесты не новым полезным функционалом, а излишней мультимедийной анимацией, перекладывая затраты тяжким бременем на нерезиновый бюджет клиентских организаций.
 
В результате порочной политики недобросовестных трейнеров ежегодная сумма затрат бизнеса на e-learning по всему миру приближается сегодня к отметке 100 млрд. USD, из которых свыше 40 млрд. - бессмысленная переплата за потешные "мурзилки".
 

В. Ничему не учит

Второй довод состоит в том, что "мурзилки" отнюдь не помогают обучению, скорее наоборот. Создатели теории мультимедийного обучения, "отец и мать" e-learning Ричард Майер и Рут Кларк в своих работах постоянно подчеркивают, что мультимедиа ради мультимедиа вредят обучению, поэтому "должны проектироваться для целей подлинного продвижения знаний" [1, стр. 380].
 
В обучении финансистов возможности анимации ограничены. В частности, в отношении банковского дела Майер и Кларк вспоминают лишь один успешный опыт использования анимации в профессиональной подготовке кадров - макроэкономический анализ банковского кредита [1, стр. 376]. В юриспруденции анимированные мультимедиа не применяются вовсе. Ясно, что анимировать многочисленные положения или инструкции Банка России (с реальной пользой для банковских специалистов!) вряд ли осуществимо.
 
К сожалению, некоторые бизнесмены и трейнеры путают анимацию с геймификацией. Игровые элементы действительно облегчают работу с электронными образовательными ресурсами, отчего, к слову, создатели КСО "ББТ" тоже создают свои продукты геймифицированными. Но обучающие игры не должны превращаться в шутер. Имеются многочисленные примеры (например, у Ллойда Райбера [2]), когда подмена геймификации анимацией приводит к тому, что учащиеся, вволю повеселившись, так и не понимают простейших правил из пройденного на занятиях.
 

С. И просто мешает

Третий довод состоит в том, что в определенных ситуациях мультимедийная анимация мешает объективной оценке знаний персонала. И опять же информация исходит от одного из апологетов мультимедийного обучения: консультант многих корпораций и создательница визуального подхода action mapping к дизайну образовательных продуктов Кэти Мур (Cathy Moore) с цифрами на руках доказывает, что анимация снижает точность и объективность тестирования.
 
Тестируемые, проходившие богатый анимацией тест, набрали 71,43%, в то время как тестируемые, проходившие тот же тест, но без анимационного мультимедиа, набирали 81,98% (см. рис.). Мур справедливо называет такие приемы повысить коммерческую привлекательность учебного продукта "неуместными украшательствами" ("irrelevant eye candy").
 
Снижение эффективности тестирования по вине анимации (© Cathy Moore)
 
Подведем итог. Что же дают вашему банку анимированные "мульти-пульти"?
Как видно, ничего, кроме вреда. С этим согласны эксперты, это демонстрирует практика. Мода на анимацию учебных продуктов заставляет вас тратить огромные средства на то, чтобы ваши работники под видом усердной учебы развлекались, а вы при этом не имели возможности точно оценить их знания. Выбирая мультимедийную анимацию, руководство банка (или любой другой финансовой организации) само себя загоняет в тупик, где величина затрат и некомпетентность персонала синхронно растут в геометрической прогрессии.
 
Наше кредо: обучение должно быть эффективным, ваши затраты  - оправданными.
 
Библиография
 
1. Clark, R.C., Mayer, R.E. (2011). E-learning and the science of instruction: proven guidelines for consumers and designers of multimedia learning. - 3rd ed. - San Francisco: John Wiley & Sons, Inc.
2. Rieber, L.P. (2005). Multimedia learning in games, simulations, and microworlds. - In R.E. Mayer (Ed.), The Cambridge handbook of multimedia learning. -http://blog.cathy-moore.com/2009/06/could-animations-hurt-learning/ New York: Cambridge University Press.
 



Новости для банков
23.05.2018
Депутаты хотят обязать банки РФ за 3 дня выдавать оперативникам справки по счетам клиентов
23.05.2018
Сбербанк будет сокращать присутствие в Европе
23.05.2018
Банки снижают долю одобрения кредитов заемщикам Все новости
Новости ББТ
16.04.2018
Обновление раздела ББТ "Операционное обслуживание в банке" от 26.04.2018
12.04.2018
Обновление раздела ББТ "Организация банковской деятельности" от 26.04.2018
12.04.2018
Обновление раздела ББТ "Операции с ценными бумагами" от 26.04.2018
12.04.2018
Обновление раздела ББТ "Финансовые операции банков" от 26.04.2018
10.04.2018
О стандарте Банка России "Управление рисками нарушения информационной безопасности при аутсорсинге" Все новости
Новости библиотеки
16.04.2018
Обновление ЭББ от 16.04.2018
05.03.2018
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 05.03.2018 Все новости