Календарь мероприятий




Выбор системы обучения персонала

Анализ плюсов и минусов существующих КСО

Это не самореклама, не антиреклама, это вообще не реклама. Это - консультация руководителей HR-службы, методистов из отдела обучения, IT-специалистов, словом, всех тех, от кого зависит выбор и внедрение в банке корпоративной системы дистанционного обучения и развития персонала (для краткости - КСО). Нельзя сказать, что рынок завален всевозможными КСО, но все же их немало. И если речь идет о настоящей системе обучения, то каждая конкретная несет свои выгоды.

Являются ли ожидаемые выгоды выгодами именно для вашего банка?

 
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать, на каких трех китах зиждется подлинно эффективная система обучения. Рассмотрим этих китов, используя аналитическую матрицу "ВЭП" для сравнения разных систем обучения (скачать).
 
Кит первый. Контент. Система может использовать готовый контент, созданный разработчиками КСО, либо собранный вашим отделом обучения. Скажем, "Adobe Connect Pro" является замечательным решением, но не дает готового контента, поскольку это менеджер семинаров, рассчитанный на организации, которые уже располагают богатой библиотекой учебных материалов и стремятся эффективнее ими управлять.
Самостоятельное создание контента предполагает высокую загруженность ваших кадров, которым просто перестанет хватать времени для другой работы, а также высокие финансовые затраты. Иное дело - КСО с готовым контентом. Она освобождает массу времени для кадровиков и методистов; а все затраты ложатся на плечи разработчиков этой системы, затем распыляясь между покупателями.
 
Вывод N01: поскольку банку не по силам самостоятельно формировать контент, нужно покупать КСО с готовым наполнением.
 
Не всякое наполнение, однако, удовлетворяет требованию системности. Система - это не просто множество чего-то (например учебных курсов), но такое множество, части которого соединены по определенным правилам, по внутренней логике.
Так, логика КСО "Большие Банковские Тесты" (КСО ББТ) предполагает, что знания персонала банка должны соответствовать требованиям нормативных источников. Согласно этой логике разработчики Агентства "ВЭП" составляют карту знаний специалиста, в которой каждая позиция нормативно закреплена. На базе карты знаний пишутся профессиональные стандарты, их позиции являются вопросами обучения специалистов. Поэтому на базе ПС составляются учебные курсы, гарантированно содержащие то, что обязан знать банкир, по мнению Минфина и Центробанка. Набор вопросов обучения - это уже основа для теста. В результате каждый тест содержит только те вопросы, которые гарантированно освещаются в курсе, и не возникает нелепой ситуации, когда тестируемый видит вопрос, который не проходил в составе образовательного модуля.
Вот так просто и логично увязаны в систему (а) профстандарты, (б) курсы, (в) тесты.
 
Вывод N02: приобретайте КСО с логически упорядоченным наполнением.
 
Кит второй. Параметры базы контента. Мало собрать и упорядочить учебные материалы, база контента в целом должна быть удобна для работы, для передачи знаний. В противном случае база будет содержать не знания, а некий набор данных, которые требуется механически зазубрить.
 
Каковы оптимальные параметры базы контента?
 
Прежде всего, материалы в ней специализированы по видам квалификаций. Смешно читать рекламу некоторых недобросовестных разработчиков, которые предлагают свои КСО для "всех-всех", но при этом заверяют, что их системы обеспечивают обучение по "индивидуальной траектории". Как можно говорить об индивидуальном подходе, если ваша система, господа, по вашему же признанию, не отличает слесаря от кулинара?
На всех-всех рассчитаны лишь системы без наполнения (и то не всегда!), а вот системы с готовым контентом должны иметь отраслевую или даже более узкую специализацию. В чем секрет успеха системы дистанционной подготовки "ЛИДЕР", применяемой 15 лет компанией "Никамед"? В узкой специализации на ортопедической отрасли. КСО "Тенториум" существует гораздо меньше, лишь с 2014 г., но ее создатели тоже поступили верно, сконструировав ее строго под нужды дистрибьютерского бизнеса. Отсюда и положительные отзывы о системе.
 
Вывод N03: хорошая КСО создана под конкретную отрасль или профессию.
 
Следующее условие эффективности КСО - наличие источников знаний, от нормативно-правовых актов всех уровней и международных стандартов (важнейший источник) до научных монографий. Например, КСО компании "ЭлеСи" вызывает доверие, поскольку известно, что она создавалась при участии Томского политехнического университета и Томского университета систем управления и радиоэлектроники, при этом вобрала в себя нормативно-техническую и организационно-распорядительную документацию. Пользователю очевидно, что подобные системы дают реальные знания, а не частное мнение очередного бизнес-гуру.
Указание источников не просто повышает доверие к КСО, но и устраняет спорные моменты при оценке знаний персонала. Ни работник, ни руководитель не смогут пожаловаться, что вопросы тестов глупые и взяты "с потолка", если каждый вопрос обучения сопровождается ссылкой на конкретный пункт в авторитетном источнике.
Этот же принцип позволяет клиенту убедиться в актуальности учебного материала. В регулярно обновляемых системах обучения любой старый по форме вопрос сопровождается новым по содержанию ответом со ссылкой на свежую редакцию нормативного акта.
 
Вывод N04: брать КСО нужно, предварительно выяснив источники знаний.
 
Третье условие - регулярная актуализация контента. В огромном массиве нормативно-правовых актов нет ни единого документа, который не претерпевал бы изменений. Даже Конституция РФ, которую люди привыкли считать неприкосновенной, в текущем году отметила 20 лет с момента внесения в нее первых правок. Всего же за истекшие два десятилетия 1996-2016 гг. в Основной закон внесено 30 поправок. Кроме того, сам по себе бизнес эволюционирует, обогащается новыми методиками, технологиями, инструментами, и такие новации, как и изменения в законодательстве, должны отражаться в контенте системы обучения - вплоть до создания абсолютно новых курсов, тестов, модулей.
Например, Финансовая Корпорация "УРАЛСИБ" для своих 16 тысяч сотрудников создала КСО "Корпоративный университет", которая с момента внедрения в 2004 г. накопила около 50 учебных курсов. В течение ближайшего года к этим курсам добавятся 15 новых. То есть в компании, которая ответственно работает над качеством человеческого капитала, обновление контента КСО ускоряется в прогрессии (в случае с "Корпоративным университетом" скорость обновления выросла в 3,5 раза).
 
Вывод N05: заслуживает доверия лишь КСО с регулярно обновляемыми знаниями.
 
Кит третий. Инструментарий. Хорошая система обучения не в последнюю очередь хороша своим инструментарием для работы с учебным материалом. В состав инструментария должны входить:
  • средства каталогизации, агрегирования материала, поиска по метаданным;
  • средства создания собственных курсов и тестов;
  • средства управления реестром пользователей и их правами доступа;
  • средства статистики обучения и используемости ресурсов;
  • средства планирования образовательного процесса и процедур оценки знаний;
  • средства для оперативного и адекватного учета прогресса обучаемых, включая сличение результатов.
Отдельно хотелось бы остановиться на двух моментах. Первый - инструменты создания собственных курсов и тестов, упоминание о которых как бы вступает в противоречие с выводом N01: брать системы только с готовым контентом. На самом деле противоречия нет. Брать надо систему с готовым (и обновляемым) наполнением, но в то же время позволяющую включать в нее и собственные материалы банка: книги, статьи с сайтов, тесты, созданные штатным методистом, а в первую очередь - внутренние документы вашей организации, разработанные "под себя".
Второй момент - инструменты для сличения результатов тестирования. Эффективная КСО должна обеспечивать сопоставимость результатов оценки знаний по разным направлениям, чтобы пользователь имел возможность сравнивать между собой уровни компетенций персонала из разных подразделений. Такие инструменты дают информацию о:
а) "средней квалификации" по банку в целом и по его отдельным подразделениям (службам);
б) слабых участках в составе подразделений и всей организации;
в) сравнительной эффективности подразделений, включая причины отставания одних и лидерства других.
 
Вывод N06: чем богаче функционал, тем лучше.

Осторожно: мошенники! Уважаемые посетители сайта. Сообщаем о случаях мошенничества на рынке КСО. В интернете имеются сайты, где предлагаются услуги по "корпоративному обучению". Прилагательное "корпоративный" используется таким образом, чтобы у посетителя возникла убежденность в том, что ему предлагают корпоративную систему обучения. В действительности клиент приобретает в лучшем случае несколько морально устаревших курсов для "развития лидерских качеств".
Господа! Будьте осторожны в выборе продукта! Убедитесь, что вам действительно продают СИСТЕМУ обучения и характеристики этой системы можно без труда проанализировать посредством аналитической матрицы "ВЭП" (скачать).
      
 

 



Новости для банков
17.08.2017
ЦБ обяжет банки раскрыть объем потерь от хакерских атак
17.08.2017
ЦБ наблюдает тенденцию снижения стоимости потребительского кредитования
17.08.2017
Консьерж-сервисом Бинбанка воспользовались более 1 тысячи пенсионеров Все новости
Новости ББТ
01.08.2017
Обновлены критерии системной и социальной значимости платежной системы
18.07.2017
Банк России утвердил новые требования к формированию резервов на возможные потери по ссудам
17.07.2017
Регуляторы коллекторов оказались невзыскательными
29.06.2017
Обновление раздела ББТ "Информационная безопасность банка" от 29.06.2017
29.06.2017
Обновление раздела ББТ "Разные тесты" от 29.06.2017 Все новости
Новости библиотеки
17.07.2017
Обновление Электронной Библиотеки Банка от 17.07.2017
29.05.2017
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 30.05.2017 Все новости