Календарь мероприятий



6 вопросов, определяющих выбор системы дистанционного обучения в банке

 
Кризис заставил многие компании обратить внимание на эффективность работы всех своих структурных подразделений и обеспечение лидерства в жёсткой конкурентной борьбе. Для подавляющего большинства коммерческих банков, успешное решение этих задач напрямую связано с уровнем профессионализма сотрудников. Однако, сложно выискивать по рынку спецов с соответствующими компетенциями, проще иметь систему контроля и обучения, в результате чего формируются специалисты с необходимым набором и уровнем навыков. Всё чаще руководители приходят к мысли, что главное - наладить такую систему в своём банке и далее через неё можно будет контролировать любые банковские направления.
Выбор платформы корпоративной системы обучения - вопрос важный, определяющий дальнейшую эффективность работы  системы подготовки квалифицированных кадров банка. Если хотите, чтобы ваш выбор был правильным, найдите ответы на 6 вопросов:
   
1. Комплексное универсальное решение или узкоспециализированное?
 
Обычно, хочется сразу обзавестись платформой, позволяющей создать в банке корпоративный учебный портал - тут можно будет собрать всё: тесты, курсы, библиотеки, дистанционные вебинары, форумы, блоги, опросы, новости и много других полезных функций. Красивая упаковка, широчайшая функциональность, впечатляющий дизайн и звучит солидно: "ПОРТАЛ". Будет что акционерам предъявить, да и в СМИ о чём написать - пусть конкуренты завидуют?
Однако, задумайтесь - всё это многообразие действительно необходимо для достижения вашей цели (если, конечно, цель - качественная подготовка банковских специалистов)? Не знаете, почему люди обычно не используют в повседневной жизни складной нож, в котором есть штопор, шило, нож для открывания банок, маленькие ножницы, а иногда, даже и вилка с ложкой? Ответ прост - это дорого и неудобно. По-отдельности, все эти предметы гораздо качественнее и надёжнее справляются со своими функциями.   
Кстати, вы уверены, что сотрудники будут пользоваться всеми предоставляемыми возможностями портала: общаться в блогах и форумах, заполнять формы предложений руководству, просматривать фотогалереи и видео-коллекции, узнавать о днях рождения друг друга и т.д. - с пользой для банка? Нет уверенности? Вот в чем мы уверены, так это в том, что регулярное сопровождение портала потребует от вас значительного времени и не даст положительного результата в каких-либо измеряемых показателях, кроме неопределённого общего мнения, что "лучше стало"...
 
2. Где брать учебные материалы?
 
Самая совершенная учебная платформа это всего лишь бесполезная оболочка, если она  не наполнена учебными материалами - тестами, курсами, опросными формами, справочниками и т.п. Вы уже решили, кто будет всё это создавать, как и когда?
В каждом банке имеется более десятка банковских направлений, в каждом из которых несколько должностей. И для того, чтобы обеспечивать необходимый профессиональный уровень всех сотрудников, необходимо иметь соответствующие наборы курсов и тестов. Хорошо, если в вашем банке есть квалифицированные разработчики учебного контента по всем необходимым банковским направлениям. Тогда остаётся только составить план внедрения и контролировать его выполнение.
А может, вы рассчитываете,  что необходимые курсы и тесты создадут сотрудники профильных подразделений вашего банка? Тогда согласуйте эти вопросы с соответствующими руководителями заранее, ведь создание учебных материалов - это серьёзная нагрузка на сотрудников, а основную работу с них никто не снимет.
Не забывайте, что курсы и тесты это вовсе не фрагменты нормативных документов, нарезанные и сложенные в нужном порядке. Курсы и тесты создаются экспертами в соответствующих областях, по специальным правилам, которые гарантируют правильное понимание и усвоение материала в определённые сроки.
 
3. Кто будет отвечать за актуальность учебного контента?
 
Понятно, что обучать и контролировать знания сотрудников допустимо только по актуальным учебным материалам (курсам, тестам и т.п.). Но нормативные документы меняются часто, поэтому неизбежны изменения и дополнения в контенте. Кто в банке будет отслеживать  все изменения в профильном законодательстве, отражать их в соответствующем учебном материале? Причем, делать это надо быстро и точно, иначе последствия, в виде ошибок неправильно обученных сотрудников, быстро заявят о себе...
Пока учебного материала мало, то всё просто, а когда курсов и тестов - много и их материал опирается на сотни нормативных документов!
Именно в таких случаях вы сможете по достоинству оценить системы, которые позволяют сразу систематизировать и каталогизировать  создаваемые учебные материалы по определённому алгоритму. В таких системах, вы мгновенно сможете найти и откорректировать весь учебный контент, который  связан с соответствующим изменившимся разделом нормативного документа. 
Вообще, если речь идёт о поддержании актуальности учебного материала системы корпоративного обучения по нескольким направлениям банковской деятельности, то возможно, будет дешевле  отдать её сопровождение на аутсорсинг в специализированную компанию. Обычно, компании, занимающиеся разработкой и поставкой учебного контента, осуществляют его сопровождение - узнайте об условиях у разработчика корпоративной системы обучения.
 
4. Кто будет управлять системой? 
 
В банках обычно практикуется один из двух вариантов управления корпоративной системой обучения : 1) профильное подразделение, которое отвечает за конкретное банковское направление, например, отдел финмониторинга обучает персонал всех подразделений банка по вопросам ПОД/ФТ, отдел потребительского кредитования обучает кредитных экспертов банка по вопросам кредитования физлиц; 2) отдел по обучению персонала (или учебный центр), отвечающий за обучение всех категорий сотрудников по всем банковским направлениям.
В первом случае, можно ограничиться использованием универсального решения, т.к. разработку учебных материалов для наполнения программной платформы системы корпоративного обучения и их последующую актуализацию можно возложить на сотрудников профильного подразделения. В случае выстраивания учебным центром системной работы по обучению сотрудников ряда банковских направлений (второй вариант), крайне важнО наполнение системы готовыми учебными материалами для всех обучаемых категорий, причём созданных по одинаковым правилам (особенно это касается тестов). Такая стандартизация позволяет получить единые подходы к качеству обучения и оценке результатов сотрудников разных специализаций, а значит, вести корректное сопоставление результатов и аналитику. При реализации такого варианта, лучше использовать узкоспециализированную систему обучения, типа КСО "ББТ", которая допускает модульное расширение в соответствии с заданным количеством банковских направлений.
Также, при выборе системы  дистанционного обучения, необходимо обращать внимание на простоту управления - настройку и запуск мероприятий, мониторинг активности, генерацию нужной отчётности. Желательно, чтобы инициатор обучения мог запускать все процессы самостоятельно, без привлечения ИТ-специалистов.    
 
5. Какую отчётность должна генерировать система?
 
Основная задача обучения, это появление необходимых компетенций у сотрудников банка. Но, для объективной оценки результатов обучения будут необходимы разнообразные отчёты: для сотрудников - результаты по итогам индивидуального обучения и тестирования, краткий и подробный анализ ошибок, рекомендации; для руководителя - результаты по подразделению, рейтинг сотрудников; для специалистов учебного центра - отчёты по итогам коллективного обучения и тестирования в разрезе сотрудников/подразделений/всего банка, сводные карты знаний, различные рейтинги, планы обучения и тестирования; для контролирующих органов - отчёты о прохождении сотрудником обучения/тестирования без детализации результата, свидетельства об обучении по соответствующей теме. 
Некоторые банки используют результаты итогов тестирования сотрудников в качестве одного из параметров при расчёте KPI, для этого необходимо, чтобы система могла формировать соответствующие отчёты для последующего использования программами расчёта мотивации. 
Наличие в приобретаемой системе большого выбора типовых форм отчётности значительно упрощает дальнейшую работу и делает её эффективной.
Как правило, если компания-поставщик систем обучения давно специализируется на работе с банками, то в составе поставляемого продукта содержатся все необходимые готовые отчёты, нужные в практической работе. Поэтому, вряд ли вам придётся тратить время на создание своих форм и представлений...     
 
 
6. Как добиться объективной оценки компетенций сотрудника?
 
Просто сделать соответствующие учебные материалы доступными и уведомить каждого о необходимости обучения недостаточно. Сотрудники будут усваивать знания тогда, когда будут знать о предстоящей проверке компетенций - аттестации. Не все ваши коллеги самодисциплинированы и сознательны, только предоставление знаний вместе с неотвратимым применением административного ресурса (по итогам их проверки), способны поднять профессиональные компетенции сотрудников на нужную высоту. 
Если от результатов тестирования будет зависеть размер материального вознаграждения сотрудника, перевод на другую должность или увольнение, то вы должны быть уверены в том, что оценка компетенций была персонализированной и тестируемый не имел возможности воспользоваться посторонней помощью. Причём, уверенность должна опираться на конкретные доказательства, чтобы впоследствии не возникло сомнений в законности и обоснованности аттестации (если обиженный сотрудник обратится в суд).
Поэтому, при выборе корпоративной системы обучения, необходимо учитывать наличие надёжных процедур аутентификации пользователей и наличия гибких настроек тестирования, исключающих любые возможности необъективной оценки реальных компетенций аттестуемого сотрудника (например, настройки тестирования КСО "ББТ").
Ведь, если установленная в банке корпоративная система дистанционного обучения не сможет обеспечить точной и объективной оценки знаний сотрудников, то ваше руководство не сможет опираться на результаты проведённых аттестаций при принятии решений. И вам придётся существенно ограничить возможности системы, пожертвовав таким её преимуществом, как дистанционность - например, собирать сотрудников в изолированном помещении и проводить тестирование под контролем, как на экзамене в институте. Сотрудников удалённых офисов нужно будет вызывать в головной офис для проведения аттестации или выезжать к ним для организации тестирования и контроля процедуры. А это - необоснованные потери рабочего времени. Не забывайте о том, что для проведения такого мероприятия нужно свободное помещение с подключенными компьютерами.
      
 
Начало          Следующая статья >>>

 



Новости для банков
21.06.2017
ЦБ поддержал использование дронов при инкассации
20.06.2017
Cнижение ключевой ставки простимулирует кредитную активность банков
20.06.2017
В мае нормативы ЦБ нарушили 16 кредитных организаций Все новости
Новости ББТ
26.04.2017
Обновление раздела ББТ "Внутренний контроль" от 27.04.2017
26.04.2017
Обновление раздела ББТ "Налогообложение" от 27.04.2017
24.04.2017
Обновление раздела ББТ "Бухгалтерский учет" от 27.04.7017 г.
24.04.2017
Обновление раздела ББТ "Операционная работа в банке" от 27.04.2017
24.04.2017
Обновление раздела ББТ "Кредитные операции" от 27.04.2017 Все новости
Новости библиотеки
29.05.2017
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 30.05.2017
07.04.2017
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 07.04.2017. Все новости