Календарь мероприятий


Солнце, пальмы и киоск: как выглядит мобильный банкинг по-африкански

В большинстве африканских стран банкам не выгодно открывать отделения, чтобы обслуживать клиентов. А смартфонов, на которых могли бы быть установлены банковские приложения, у большей части населения просто нет. Из-за стечения этих двух обстоятельств Африка стала чемпионом мира по внедрению мобильного банкинга. Ведь все, что для этого нужно,- мобильный телефон, способный отправлять СМС, и киоск с крепкими решетками на маленьком окне.
Крупнейший провайдер сотовой связи Нигерии MTN Nigeria в конце июля получил лицензию у властей на предоставление финансовых услуг и стал первой телекоммуникационной компанией в стране, которая займется еще и мобильным банкингом.
Для южноафриканского мобильного оператора MTN Group, работающего в большинстве стран Африки, эта сделка имеет колоссальное значение: компания получила доступ к новому для себя рынку со 100 млн потенциальных клиентов. Именно столько нигерийцев, по оценкам Всемирного банка, не имеют доступа к банковским услугам. Теперь в стране будет развернута целая сеть точек обслуживания Yello Digital Financial Services Limited - финансового подразделения MTN Nigeria. "Благодаря сети YDFS MTN сможет расширить свои возможности по предоставлению финансовых услуг для тех граждан страны, которые были лишены доступа к ним",- заявил генеральный директор компании Ферди Мулман.
Банки не торопятся разворачивать сети своих подразделений в африканских странах из-за высокой стоимости их обслуживания, а также высоких налогов, которые делают практически невозможным ведение низкомаржевого бизнеса.
А потому здесь роль банков выполняют телекоммуникационные компании и сотовые операторы. Их "офисы" - сколоченные из листов железа киоски с небольшим окошком, сплошь усыпанным стальными прутьями, и один сотрудник, сидящий внутри с раннего утра до позднего вечера
. Зато таких офисов десятки тысяч и их сети охватывают не только крупные города, но и деревни. Помимо MTN Group распространением услуг мобильного банкинга занимается, например, Vodafone, которая еще в 2007 году разработала систему мобильных платежей M-Pesa специально для двух африканских сотовых операторов - кенийского Safaricom и южноафриканского Vodacom. В итоге M-Pesa добилась колоссального успеха и была развернута в Кении, Танзании, Афганистане, ЮАР, Индии, Румынии и Албании.
Все, что нужно иметь гражданам, чтобы пользоваться такого рода услугами,- это мобильный телефон. Пользователю даже не нужен гаджет, способный выходить в интернет: все операции осуществляются при помощи СМС. Отправляя текстовые сообщения, клиенты могут открыть лицевой счет, пополнять его и снимать с него деньги, а также совершать различные платежи и переводить деньги другим пользователям.
"В деревне, где нет банков, ты можешь прийти к агенту и совершить трансакцию",- цитирует Bloomberg Агане, работника одной из точек мобильного банкинга в Аккре. Помимо него в столице Ганы работают еще около 182 тыс. таких же агентов, которые за предоставление своих услуг берут комиссию около 1%. За один день Агане помогает совершить сделки примерно на $3,7 тыс. Заканчивается его рабочий день в девять вечера: "Это очень рискованно. Но другой работы здесь просто нет. И если ты не занимаешься этим, то тебе нечего будет есть".
Мобильный банкинг в странах Африки, расположенных южнее Сахары, развивается очень быстро. На долю этого региона уже приходится почти половина от общемирового числа пользователей данной услуги, согласно данным GSM Association.
На конец 2018 года их количество составляло 396 млн человек. Столько нет даже в Азии, где есть Китай - страна с чрезвычайно развитыми системами мобильных платежей и онлайн-торговли. В западных странах мобильный банкинг и вовсе не слишком развит. Здесь пользователи отдают предпочтение приложениям банков для смартфонов и интернет-платежам.
Источник: ИД КоммерсантЪ: https://www.kommersant.ru/doc/4060816

Обсудить в нашей группе на Facebook


Новости для банков
15 ноября 2019 года - Уральская молодежная конференция по банковскому делу (УМКО-2019)
19.08.2019
МФО снизили ставки по займам до 440% годовых, но увеличили их срок и сумму
19.08.2019
Fitch повысило кредитные рейтинги ряда банков РФ
19.08.2019
Тише вводишь: участники СБП начнут устанавливать тарифы за переводы в 2020-м
19.08.2019
Социально ответственные комиссии: Платежные системы снижают тарифы за эквайринг по отдельным категориям покупок Все новости
Новости ББТ
17.09.2019
On-line семинар "Тематические разделы ББТ. Что? Как? Для чего?"
19.08.2019
On-line семинар "Обучение руководства банка с использованием системы "Большие Банковские тесты"
01.08.2019
On-line семинар "Разработка курсов и тестов в ББТ"
14.08.2019
Бывшие владельцы санированных банков вернули ?300 млр.
06.08.2019
On-line семинар "Использование ББТ при обучении персонала банка в области Информационной безопасности" Все новости
Новости библиотеки
23.04.2019
Обновление Электронной Библиотеки Банка от 23.04.2019
18.03.2019
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 18.03.2019 Все новости