Календарь мероприятий


Блокировки дошли до Верховного суда

   До сих пор в спорах о блокировках банками клиентских счетов, число которых постоянно растет, суды в большей степени проявляли заботу о гражданах. Переломить ситуацию может вмешательство в один из подобных споров Верховного суда (ВС), который счел доводы банка убедительными для вынесения разбирательства на рассмотрение коллегии по гражданским делам. Участники рынка надеются, что ее решение может снять существенную часть спорных вопросов в применении антиотмывочного закона в отношении физлиц.
   Во вторник в коллегии по гражданским делам ВС будет рассмотрен спор между Бинбанком и его клиентом господином Сурковым, касающийся законности блокировки карты физлица в связи с нарушением антиотмывочного законодательства (115-ФЗ). Клиент настаивает на незаконной блокировке его карты, превышении сроков выдачи средств после закрытия счета, отсутствии доказательств обоснованности действий кредитной организации. Бинбанк считает свои действия обоснованными соблюдением антиотмывочного законодательства. Суды первых двух инстанции рассмотрели дело с точки зрения закона "О защите прав потребителя" и встали на сторону клиента. Однако банк не согласился с таким подходом и направил жалобу в ВС. Тот факт, что судья ВС решил по жалобе банка передать дело на рассмотрение коллегии, говорит о том, что суд счел доводы банка убедительными, то есть у банка появился реальный шанс выиграть спор, говорит управляющий партнер адвокатского бюро "Дмитрий Матвеев и партнеры" Дмитрий Матвеев.
   Причиной спора стала блокировка средств Бинбанком на карте господина Суркова. 15 июля на его счет, а также счета еще 16 клиентов банка поступили средства от компании "Азимут-торг", обладающей признаками фирмы-однодневки. Основание для перевода средств: "возврат неиспользованных средств из соцсети "ВКонтакте"". Банк установил, что господин Сурков и ранее получал схожие поступления, в том числе и от "Азимут-торга", средства снимались сразу после зачисления. Банк увидел признаки обналичивания и в соответствии с 115-ФЗ заблокировал карту. Клиент подал заявление о закрытии счета и переводе его средств в другой банк. Однако деньги ему были переведены лишь спустя 32 дня. Господин Сурков подал иск в суд, требуя с банка уплаты неустойки в размере 71,3 тыс. руб., судебных расходов в размере 11 тыс. руб., морального вреда в размере 5 тыс. руб., а также взыскание с банка штрафа за нарушение прав потребителя.
   Бинбанк настаивал, что все основания для приостановки операций у него были. Деньги на карту были зачислены, а операции приостановлены до предъявления документов, подтверждающих происхождение денежных средств. Однако в деле отсутствовали материалы, подтверждающие факт запроса дополнительных документов у клиента по поводу спорной трансакции. Кроме того, "банком не доказан факт незаконности операций, производимых истцом". В связи с нарушением банком срока выдачи наличных и закрытия счета суд счел требования неустойки и морального вреда на основании закона "О защите прав потребителей" обоснованными и вынес решение в пользу господина Суркова. Его поддержала и вторая инстанция. Однако банк направил жалобу в ВС.
   Банковское сообщество с нетерпением ждет решения коллегии, так как в данном деле весьма характерная для обналичивания денежных средств операция со стороны клиента. По словам вице-президента АРБ Юрия Кормыша, банк был совершенно прав, отказывая в проведении операции по снятию наличных, так как сходство со схемой обналичивания средств налицо. По его мнению, скорее всего, банком у клиента действительно были запрошены документы, но он не смог подтвердить этот факт в суде. Впрочем, в данном случае есть и однозначные нарушения процедуры со стороны Бинбанка. "Возврат средств клиенту в связи с расторжением договора является безусловной обязанностью банка,- отмечает заместитель руководителя НП "Национальный совет финансового рынка" Александр Наумов.- С момента, когда клиент изъявил свое желание расторгнуть счет, банк не вправе применять к такому лицу меры по ПОДФТ и должен вернуть средства, тем более безналичным переводом на счет".
   Коллегии предстоит решить, обязан ли банк доказывать незаконность операций или достаточно подозрений в незаконности, является ли нарушение процедуры безусловным основанием для привлечения банка к ответственности, указывает господин Матвеев. "Практика судебных споров по данному вопросу только формируется, И банки, и их клиенты лишь учатся собирать доказательства, поэтому такие решения важны",- отмечает собеседник "Ъ" в Росфинмониторинге.

Источник:
Коммерсант https://www.kommersant.ru/doc/3447270


 

23.10.2017

Обсудить в нашей группе на Facebook
Обсудить новости на нашей странице на VKontakte


Новости ББТ
29.02.2024
Обновление раздела ББТ "Внутренний контроль в банке" от 29.02.2024
29.02.2024
Обновление раздела ББТ "Банковские риски" от 29.02.2024
29.02.2024
Обновление раздела ББТ "Кредитные операции в банке" - от 29.02.2024
29.02.2024
Обновление раздела ББТ "Сделки и операции банка на фондовом и денежном рынках" от 29.02.2024
29.02.2024
Обновление раздела ББТ "Валютный контроль" от 29.02.2024 Все новости
Наши мероприятия
22.04.2024
22.04.2024 - "Осторожно, мошенники!"
19.04.2024
19.04.2024 - "Современное страхование жизни: проблемы и перспективы"
18.04.2024
18.04.2024 - Интернет-Чемпионат по банковскому делу
15.04.2024
15.04.2024 - "Цифровая экосистема исламских финансов"
12.04.2024
12.04.2024 - "От безналичных расчётов к цифровым валютам"
11.04.2024
11.04.2024 - "Обзор изменений банковского законодательства за IV кв 2023 г."
10.04.2024
10.04.2024 - "Современные риски мировой финансовой системы" Все новости
Новости для банков
19.04.2024
Телефонные коды: рынку предложили новую систему борьбы с мошенниками
19.04.2024
ЦБ настоял на прежних сроках перехода банков и госкомпаний на российский софт
19.04.2024
ЦБ закрыл данные об иностранных поставщиках платежных услуг до конца года
19.04.2024
Российские банки просят продлить сроки перехода на отечественный софт
19.04.2024
Наличный денежный оборот в России в 2023 году вырос почти на 14% Все новости
Новости библиотеки
18.03.2019
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 18.03.2019
12.02.2019
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 12.02.2019 Все новости